Интервью  Анастасии Альбертовны Альтмарк для Пермского медицинского портала

С Анастасией Альбертовной, инструктором по лечебной верховой езде центра комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии «Благословение», мы обсудили такие вопросы, как особенности проведения занятий, показания и основные терапевтические эффекты иппотерапии.

Настя, расскажите, пожалуйста, поподробнее  о центре «Благословение».

Центр комплексной реабилитации детей  с отклонениями в развитии «Благословение» был создан при Православном приходе Благовещенской церкви г. Перми инициативой и усилиями братии Православной Обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Наша цель – соединить духовную помощь детям и их родителям с методами натуральной терапии и реабилитации. Здесь могут получить помощь дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, возникших в результате поражения центральной нервной системы (в частности, ДЦП), полиомиелита, в результате травм, а также нарушениях осанки; при различных формах нарушения интеллекта, возникших в результате органических и генетических заболеваний; при нарушениях психо-эмоциональной сферы – аутизме, неврозах, шизофрении и т.п.; при различных нарушениях социальной адаптации и поведенческих нарушениях.


Каковы  направления деятельности Вашего центра? 

В своей  работе мы выделяем следующие направления:

Иппотерапия – лечение с помощью лошади пациентов с тяжелыми нарушениями.

Реабилитационная (восстановительная) верховая езда – в этом случае всадник сам управляет лошадью под руководством инструктора при участии персонального помощника.

Лечебная  вольтижировка – выполнение гимнастических упражнений на движущейся лошади с целью более глубокого восстановления и развития двигательных и психических функций пациента.

Конные  игры, конный театр и конные походы. Они учат общению и саморегуляции, помогают ребенку научиться координировать свои действия в группе. В процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь. Это помогает достичь большей двигательной и психической независимости, научиться самостоятельно преодолевать возникающие в их жизни проблемы.

«Фермерский  зоопарк» дает ребенку возможность самого близкого общения с самыми различными животными. Это становится источником радости и душевного комфорта. Дети приобретают навыки ухода за животными, раскрывают в себе нравственные качества заботы, попечения, ответственности и доброты.

Социально-творческая реабилитация – это совместные подвижные и развивающие игры, музыкальные уроки, кукольный театр, работа в творческих и ремесленных мастерских.

Семейная  терапия и работа с социальнодезадаптированными подростками. 


Как вы стали заниматься иппотерапией? 


Все произошло вполне неожиданно. Когда у нас появилась первая лошадь, к нам вдруг обратились за помощью. Районная и краевая организации инвалидов написали нам с просьбой взяться за такое необычное дело. Оказалось, что вокруг много нуждающихся в лечебной верховой езде. Люди слышали, что лошади способны помогать человеку там, где обычные медикаментозные средства бессильны. Так впервые и мы услышали об иппотерапии. Услышали и заинтересовались. Стали расспрашивать, читать. Начали приглядываться по-новому к работе с лошадками.  
Потом прошли обучение в Москве и Санкт-Петербурге. Примерно в это же время состоялась встреча с докторами  кафедры  неврологии педиатрического факультета Пермской Государственной медицинской академии и из Медико-педагогического Центра «Лингва Бона» (ассоциация логопедов, неврологов, фониаторов и речевых педагогов). Они побывали у нас в гостях и вынесли свой вердикт: у вас практически идеальные условия для работы по комплексной реабилитации многих отклонений в развитии детей.  


Кто к вам приходит на занятия? 


Детки с ДЦП в том числе совсем маленькие — с 9 месяцев;  ребята постарше с нарушениями речи, страдающие аутизмом, синдромом Дауна, психическими отклонениями. Одних направляют врачи, другие приезжают сами, услышав о нашем центре от друзей и знакомых.   
В лечении  детского церебрального паралича очень хорошо помогают именно лошади. Тут, конечно, большая удача в том, что у нас есть условия для того, чтобы держать несколько лошадей. Есть возможность индивидуально подобрать «терапевта» для маленького пациента. Ведь свою роль при лечебной верховой езде играют и габариты лошади, и ритм ее движений, и ее темперамент, а зачастую даже и масть - цвет коня, с которым юному наезднику предстоит наладить контакт.
Нас подстерегала  еще одна неожиданность. Оказалось, что ребятам с нарушениями  речи хорошо помогает так называемый «зоопарк», который чудесным образом  начал собираться у нас после того, как появились первые лошади.


Зоопарк? Интересно, расскажите...


Конечно, это не зверинец с вольерами, в  которых живут слоны и тигры... Это, скорее, мир русской деревни, который наши дети, выросшие в мегаполисе, видят зачастую только на экране или в книжке.   

Лошади с  жеребятами, пони,  коровы с телятами, свинки нескольких возрастов, козлики, овечки, кролики, гуси, утки, куры, цесарки, индюки, сова, ворона, енотовидная собака, ежик, амадины, рыбки... Обычно ребята, позанимавшись с лошадьми,  далеко не сразу едут домой, а подолгу гуляют по «зоопарку».
Детям, как правило, очень нравится  не только наблюдать за животными, но они  хотят покормить гусей, коз, овец, кур, коров и свинок. Для этого  ребенок преодолевает свои проблемы с координацией движений, переходит языковой барьер (дети с нарушениями речи) и т.п. Так вдруг оказалось, что гуси – это чуть ли не главные логопеды для тех, кто приезжает в наш центр. Ребенку очень хочется повторять звуки, которые издают животные. Он старается это сделать сразу и возвращается к этим звукам потом, уже дома вспоминая свое общение с поросенком или гусем. И, удивительным образом, делает видимый шаг на пути к исцелению.
 Перечисляя направления  деятельности центра «Благословение»,  Вы упомянули, что у вас действуют и программы социально-творческой реабилитации. Что здесь имеется в виду? 
Это очень  важная область нашей работы. Каждое воскресение мы собираемся «на хороводы». Это и собственно сами хороводы, и русские песни, и народные игры. Казалось бы, при чем тут то, что называется «социально-творческой реабилитацией»? Но и эти игры, и эти песни, созданные русским народом, имеют удивительное свойство «собирать» человека, преодолевать душевные и духовные разделения, которыми полна современная жизнь. Особенно хорошо помогают русские игры боязливым и просто робким детям. Ребята начинают слышать друг друга, радоваться друг за друга, просто — друг другу и всему Божьему миру. А это, согласитесь, очень редко сейчас обретаемый опыт.
Этой же цели по-своему служат конные походы и конные игры, которые проходят в летнее время.
Сюда же можно отнести творческие ремесленные мастерские, кукольный театр и  общие праздники, которые мы отмечаем вместе со всеми нашими гостями и  участниками лечебных программ. Все вместе с нашими животными мы празднуем Новый год, Рождество, Пасху, День семьи не только. В дни этих праздников в нашем Центре всегда готовится особая программа, каждый раз новая.


Кто у вас работает?


Во-первых, работают лошади. Неверно было бы представлять себе коня только как своего рода биоприбор или тренажер. Поверьте, они хорошо понимают свою задачу, хотят и стараются помочь. Но каждую лошадь нужно готовить к занятиям с детьми. Этим занимаются наши инструкторы-иппотерапевты. Все маршруты, упражнения, элементы программы должны быть пройдены и неоднократно проверены вместе с каждой лошадкой, чтобы для нее не оставалось ничего непонятного и неожиданного в предстоящей работе с ребенком.

Помимо  инструкторов со специальным образованием в области лечебной верховой езды у нас работает детский психолог, несколько коноводов, а также нам вполне бескорыстно помогают в уходе за лошадьми просто добрые люди, прихожане Благовещенского храма. 


Где проходят занятия?


Есть два вида занятий.

Первый вид – это упражнения в манеже для верховой езды с опытными инструктором и коноводом. Занятие в этом случае иногда проходит под специально подобранную музыку, которая помогает настроиться на выполнение упражнений, оставить заботы и недоразумения за пределами манежа, найти контакт с лошадью.
Второй – упражнения во время конной прогулки с инструктором по лесу. Здесь включается еще один могущественный фактор исцеления. Это единение с природой вокруг нас. Гармония, которую, пусть ненадолго, ощутит ребенок благодаря лошади в зимнем, весеннем, летнем или осеннем лесу, останется в памяти его души и тела, будет звучать чистой нотой, с которой будет сверяться весь организм, побеждая болезнь.